Душе моя, восстани, что спиши? 

18 апреля настоятель протоиерей Владимир вместе с клириками храма совершили Утреню с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского, по окончании которого было прочитано Житие преподобной Марии Египетской. 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня за Богослужением мы с вами слышали житие преподобной и богоносной матери нашей Марии Египетской. Семнадцать лет своей жизни она прожила беспутно. Как она сама призналась старцу Зосиме, именно в угождении плоти она видела смысл жизни. Но прежде чем осуждать этот период жития преподобной Марии, каждый из нас должен вспомнить, что и мы больше угождаем своей плоти, чем заботимся о духовном. Мы обеспокоены своим бытом, зарабатыванием денег, обустройством внешнего жития, порой совершенно забывая о том, что смысл и цель нашей жизни лежит за пределами нашего земного бытия.

 

Господь не дал погибнуть Марии, и она пережила удивительный, ни с чем несравнимый духовный опыт. Оказавшись в Иерусалиме, в храме Гроба Господня на праздник Воздвижения Креста Господня, наверное, движимая более любопытством, чем подлинным духовным чувством, она испытала на себе действие силы Божией: она не могла войти в храм. Это потрясло ее — потрясло прежде всего откровением о том, что ее жизнь, такая грязная, такая блудная, никак не сочетается с той чистотой и святостью, которая есть Сам Господь Бог, Кресту Которого она хотела поклониться. Иногда христианин переживает подлинно благодатные и вместе с тем мучительные мгновения, которые в Библии именуются священным трепетом. Еще они называются страхом Божиим, когда христианин ощущает святость Божию, Его непреступность, Его беспредельность и вместе с тем свою глубочайшую по сравнению с Богом греховность. Это ощущение священного трепета, страха Божия, священного ужаса настолько глубоко потрясло Марию, что она тут же развернулась и пошла в пустыню за Иордан. Там она явила пример удивительного целомудрия, целомудрия в самом широком смысле этого слова – не просто стяжание телесной чистоты, а стяжание внутренней цельности в служении Богу, когда весь состав человека, умственный духовный, телесный, душевный сочетается в едином порыве Богоугождения. Движимая этим порывом, Мария еще 17 лет боролась с собой, со своей немощью, со своей плотью, и на этом пути она обрела удивительную победу – победу над своими страстями. «Страсти» по-славянски означает «страдания», потому что, конечно, каждая страсть, каждый грех заставляют человека страдать. Когда человек преодолевает страстность своего жития, тогда он приобретает подлинный мир, не просто некое успокоение, а мир с Богом и в Боге. Такой удивительный мир стяжала преподобная Мария Египетская. Плодом этого мира, плодом победы над собой, явились те удивительные свойства, которые она приобрела в конце своей жизни. Плоды ее подвига поражают не меньше, чем высота ее аскезы и глубина ее самоотвержения. Когда Мария молилась, то отец Зосима видел, как она поднималась в воздух. На его глазах она перешла воды Иордана, как по суше. После Причастия она была перенесена в едином часе на место своих подвигов, а это был путь двадцатидневный. Она стала земным ангелом и небесным человеком. Уже даже в рамках этого временного земного бытия ее плоть, ее личность подлинно преобразились. Тут мы сталкиваемся с тайной, которая отчасти приоткрывается в житии преп. Марии Египетской – это тайна грядущего всеобщего воскресения мертвых. В грядущем воскресении будет преодолена ограниченность нашей человеческой природы, преобразится наше падшее естество. В конце своей жизни Мария отчасти сподобилась этого удивительного преображения, этого предчувствия воскресения.

Конечно, жизнь преп. Марии Египетской — это идеал аскезы и подвига, идеал горения. Наверное, никто из нас не способен этому идеалу хоть как-то уподобляться, но он нужен, он призван вдохновлять нас, потому что без вдохновения невозможна борьба с грехом, невозможна молитва, невозможна христианская жизнь. Аминь.

Пресс служба Храма четырех мучениц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *